Основная информация
Карл-Маркс-аллее - знаменитая улица в берлинских округах Митте и Фридрихсхайн-Кройцберг. Она особо известна монументальными жилыми зданиями в стиле социалистического классицизма. Изначально аллея носила название «Большая Франкфуртская улица», но 21 декабря 1949 года по случаю 70-летия И. В. Сталина была переименована в аллею Сталина. Имя знаменитого немецкого экономиста аллея носит с 13 ноября 1961 года.
Карл-Маркс-аллее начинается от Александерплац и идёт через площади Штраусбергер-Плац до Франкфуртер-Тор, где затем переходит во Франкфуртер-аллее. Жилые дома на Карл-Маркс-аллее строились как «дворцы для рабочих» и были призваны отражать мощь инженерной мысли в ГДР. Карл-Маркс-аллее вместе с Франкфуртер-аллее составляет одну из восьми радиальных дорог германской столицы, начинающихся в историческом центре города. 17 июня 1953 года улица оказалась в центре событий известных как Берлинский кризис 1953 года. Рабочие начали забастовку в связи с принятым Центральным комитетом СЕПГ общим повышением норм труда. Демонстрации распространились по всему Берлину и были подхвачены по всей ГДР.
После Второй мировой войны архитектор Ганс Шарун подготовил проект восстановления Берлина, так называемый «коллективный план», предусматривавший новое жёсткое деление и децентрализацию города, при этом со свободной застройкой и обилием зелени между отдельными жилыми комплексами. Начало реализации этого плана было намечено в сильно пострадавшем округе Фридрихсхайн в советском секторе оккупации Берлина. В 1949 году началась реализация плана Ганса Шаруна. Было построено два дома с крытыми галереями, отвечавших представлениям архитектора Шаруна, но после этого коллективный план был отменён, и дома с галереями оказались чуждыми объектами в архитектурном окружении. В 1951 году в конкурсе, на проект застройки Карл-Маркс-аллее Эгон Хартман получил приз. Первый приз Конечный вариант проекта был разработан с участием четырёх других победителей конкурса: Рихарда Паулика, Ханнса Хоппа, Карла Зоурадны и Курта Лойхта, а также московского архитектора А. В. Власова и вице-президента Академии архитектуры СССР С. И. Чернышёва. Уже в 1952 году в непосредственной близости от Карл-Маркс-аллее появилось высотное здание Ан-дер-Вебервизе по проекту Германа Гензельмана, наложившее отпечаток на архитектуру улицы. Монументальная широкая улица задумывалась не просто как транспортная магистраль города, а должна была соответствовать столичному статусу Берлина. По Карл-Маркс-аллее проводились марши и парады. Роскошный бульвар, окружённый большими жилыми кварталами, вытянулся в прямую линию на несколько километров. Фасады домов выполнены с использованием стилистических элементов берлинского классицизма. Здесь можно обнаружить античные цитаты, как например дорический или ионический ордеры, декоративные фронтоны с архитравами и фризами. К западу от Штраусбергер-Плац бульвар ограничивают 13-этажные высотные дома Германа Гензельмана, похожие на городские ворота и напоминающие о стиле американской архитектуры. На востоке Карл-Маркс-аллее ограничивает площадь Франкфуртер-Тор с двумя башнями. По причине высокой стоимости строительства стиль застройки не удалось сохранить, и на участке от Штраусбергер-Плац до Александерплац появились простые десятиэтажные панельные здания с большими зелёными дворами. На этом участке также обычно возводились трибуны для руководства страны к ежегодным демонстрациям. Наиболее яркие строения - кафе «Москва», кафе-мороженое «Мокка-Мильх-Айсбар» и кинотеатр «Интернациональ», за которым находится 13-этажное здание гостиницы «Беролина». В 1996 году здание гостиницы «Беролина», которое находилось за кинотеатром, было снесено, а на его месте было возведено новое, где со 2 марта 1998 года размещается администрация округа Митте.
После объединения Германии в 1990 году жилые здания на аллее были проданы нескольким инвесторам. В них были проведены дорогостоящие работы по реконструкции и сегодня квартиры в этих домах пользуются большой популярностью.